Рынок моторных масел сегодня предлагает широкий выбор товаров от разных производителей. Каждый автовладелец знает, что подбирать продукт следует с учетом его соответствия стандартам, условиям эксплуатации машины, температурного режима двигателя и соотношения цены и качества. Если водитель не будет использовать масло, либо отдаст предпочтение некачественному продукту, то механизмы его авто станут изнашиваться быстрее. Кроме того, масло нейтрализует химически активные соединения и защищает детали мотора от коррозии. Рассмотрим, чем отличаются разные моторные масла друг от друга, а также разберемся, какой продукт стоит выбрать и почему.
Содержание
- 1 Как выбрать моторное масло
- 2 Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля
- 3 Какое масло покупать в 2023 году
- 4 В чем разница между 5W30 и 5W40
- 5 Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка
- 6 Какие бывают присадки в масло и для чего они нужны
- 7 Классификация масел по SAE: летнее, зимнее и всесезонное масло
- 8 Классификация моторных масел по API
- 9 Классификация моторных масел по ACEA
- 10 Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля
- 11 Можно ли смешивать моторные масла
- 12 Как часто надо менять масло
Как выбрать моторное масло
Вопрос о том, какое моторное масло приобрести, встает перед владельцем авто только после окончания гарантийного срока на машину. Обычно, все манипуляции, связанные с этим, проводятся на сервисной станции. Как только срок гарантии истек, автолюбитель начинает теряться среди большого разнообразия предлагаемых товаров.
В первую очередь водителю стоит вспомнить параметры, рекомендуемые производителем. Эта информация также представлена в инструкции по эксплуатации. Важно обратить внимание на показатели вязкости и класс качества. При выборе продукта нужно ориентироваться именно на эти особенности, а не на советы изготовителей технических жидкостей.
Рассмотрим каждый пункт по-отдельности:
- Вязкость. Параметр вязкости указан на упаковке в виде двух чисел, разделенных буквой. Как правило, между ними часто встречается W, что указывает на всесезонность смазки. Первая цифра демонстрирует минимальную температуру, при которой вязкость не станет препятствием для запуска мотора.
- Качество. Качество продукта отмечается с помощью пары букв (SM, CJ, SN). Первая из них показывает тип двигателя по используемому топливу. Обозначение для бензиновых моторов – S, для дизельных – C. Вторая буква (от А до N) показывает параметр качества в зависимости от эксплуатационных характеристик.
Таким образом, динамическая вязкость показывает силу сопротивления жидкости, возникающей при движении двух масляных слоев. Единица измерения силы при этом помечается как Па*с. Если подобрать масло неправильной вязкости, то это спровоцирует быстрый износ деталей.
Слишком густая жидкость не даст двигателю поддерживать нормальную температуру. Но при движении на низких оборотах или в морозную погоду это не критично. В остальных случаях, особенно в жару или при езде на высоких скоростях, износ деталей будет быстрым, а масло, ввиду окисления, потеряет свои первоначальные свойства.
Масло с низкой вязкостью запрещено заливать в мотор, нерассчитанный для этого. Игнорирование этого правила приведет к нескольким проблемам. Во-первых, защитная пленка сформируется настолько тонко, что детали все равно будут изнашиваться. Во-вторых, часть масла уйдет в нагар. В-третьих, возникнет серьезный риск появления клина двигателя. Это грозит автолюбителю дорогостоящим ремонтом.
Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля
Важно обратить внимание на бренд, выпускающий продукт. Каждая компания реализует собственный «уникальный» товар. Водителю стоит разбираться, какой из них действительно качественный, а какой нет.
Полки современных магазинов пестрят товарами от брендов Shell, Mobil, Лукойл и Кастрол. К сожалению, многие автовладельцы сталкиваются с проблемой подделок, а затем обвиняют фирму-изготовитель в обмане. Именно поэтому эксперты советуют покупать масло производителей, которые максимально защищают свою продукцию.
Преимущества брендов, реализующих моторное масло:
- Sintec – это проверенный годами производитель, выпускающий жидкости как для отечественных, так и для зарубежных автомобилей. Также продукция фирмы подходит для небольших грузовых машин и внедорожников.
- Castrol – это популярный производитель, выпускающий масло с широким температурным диапазоном. Но покупатели недовольный тем, что он не выпускает канистры объемом 6 литров.
- Mobil – товары этого бренда автовладельцы покупают не первый год. Жидкость отлично показала себя при работе в холодную погоду и при повышенных нагрузках. Хорошо подходит для эксплуатации в сложных условиях и для моторов с большим пробегом.
- Лукойл – это компания изготавливает масло в России. Жидкость можно использовать в отношении разных типов двигателей, а также в небольших автобусах и грузовиках. В составе присутствуют противоизносные присадки, защищающие детали от быстрого износа.
- Газпромнефть – это отечественный продукт, в составе которого присутствуют только отечественные компоненты. Этот фактор влияет на его стоимость – она ниже, чем зарубежные аналоги.
Чтобы случайно не приобрести подделку, следует посещать специализированные автомагазины. Возможно, маленькие точки продают товар дешевле, но гарантии того, что продукт по-настоящему качественный, отсутствуют.
Какое масло покупать в 2023 году
Подбор масляной технической жидкости — сложное решение для некоторых автовладельцев.
В рейтинге ТОП-5 представлены лучшие моторные масла, которые стоит покупать в будущем году:
- Castrol Edge Titanium 5W30 – масляная жидкость, которая хорошо подходит для современных двигателей, но это вовсе не означает, что его нельзя применять для старых моторов. Преимуществами продукта является низкий уровень выбросов выхлопных газов и высокая чистота двигателя.
- Valvoline MaxLife 10W/40 5 L – это продукт, созданный для двигателей с пробегом от 100 тысяч километров. Эффективно работает как летом, так и зимой. В составе содержатся высококачественные материалы. Они останавливают износ двигателя, очищают его от отложений и препятствуют образованию.
- Lukoil Genesis JP 0W-20 – это масло среднего ценового сегмента от известного бренда России. Главными преимуществами продукта являет: легкий запуск в холодную погоду и низкий расход на угар. С таким маслом движок работает тихо и всегда стабильно заводится.
- Total 5W40 Quartz 9000 – жидкость синтетического вида, которая хорошо подходит для моторов, где менять ее можно не так часто. Предназначается для эксплуатации в зимний и в летний период. Отлично функционирует в широком температурном диапазоне, а также в экстремальных условиях.
- Eneos Premium Touring SN5 – этот продукт производители советуют применять в отношении движков с высокой мощностью (как правило, японского или европейского происхождения). Отличается хорошей стабильностью работы и тяговитостью. Однако на рынке могут быть подделки.
Некоторые производители выпускают единственный сорт масла для эксплуатации в определенном моторе, другие же компании, наоборот, выставляют диапазон классов с учетом климата, в котором работает машина. Выбирая моторное масло, владельцу не нужно менять сорта самостоятельно. Лучше всего придерживаться рекомендаций производителя.
В чем разница между 5W30 и 5W40
Вязкость масла – один из важнейших параметров, на который стоит обращать внимание при выборе. В связи с этим возникает закономерный вопрос, чем отличается 5W30 и 5W40?
И первый, и второй продукт оснащены одинаковыми параметрами для холодного времени года. Иными словами, автолюбитель сможет запустить мотор при температуре -30°С. Отличия между ними заключаются в летних показателях (+30°С и +35°С).
Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка
Любое моторное масло представляет собой смесь, в составе которых присутствуют присадки. Их роль направлена на защиту двигателя от быстрого износа. Однако свойства смеси определяются базовым маслом. Согласно международной классификации, они классифицируют на 5 видов. Чем выше категория вещества, тем оно качественнее.
Масло минеральное относится к 1 и 2 классу. В процессе нефтепереработки происходит ее деление на фракции, где 2-5% остаются масляными. Метод селективной очистки превращает их в базовое масло 1 категории. После гидроочистки веществу присваивают 2 категорию. Именно эти две группы масла называют минеральными, их изготавливают из сырой нефти.
На упаковке обозначаются как «Mineral». Минеральное масло производится путем перегонки (дистилляции) и дальнейшей очистки нефти, во время которой от сырья отделяются парафины. Затем к полученному базовому маслу добавляют присадки, которые улучшают его свойства и делают пригодным для использования в двигателе.
Главными преимуществами «минералки» являются:
- Способность смывать с деталей нагар, при этом не провоцировать засорение системы.
- По сравнению с синтетическими и полусинтетическими веществами оно менее агрессивно.
- Невысокая стоимость продукта. Благодаря этому фактору, многие владельцы старых автомобилей выбирают «минералку».
«Минералка» обладает и другими положительными чертами. Оно не влияет на резиновые детали отрицательно, в отличие от синтетики и полусинтетики. Оно отлично подходит для авто с большим пробегом и степенью износа ДВС. Также его рекомендуют применять в дизельных моторах, выпущенных до 2000 года.
К отрицательным сторонам масла относят ее нестабильность. Материал способен загустеть или закристаллизоваться при низких температурах. Кроме того, вещество склонно к образованию отложений. Бывает, что парафины кристаллизуются, из-за чего жидкость плохо прокачивается – стартер с трудом справляется с проворачиванием коленвала.
В третью категорию масел входят синтетические материалы. Их изготавливают из нефти, но по более сложной технологии. Фракции преодолевают несколько этапов обработки. Главной особенностью «синтетики» является способность сохранять свойства длительный срок. Имеют обозначение «Fully Synthetic». Из названия понятно, что такие масла полностью синтезируют.
К другим положительным характеристикам масла относят:
- Высокий индекс вязкости.
- Большой срок эксплуатации.
- Очищающие свойства.
- Низкий коэффициент испаряемости.
Моторные масла этого типа отлично защищают двигатель от износа, загрязнений, имеют более высокие эксплуатационные свойства, низкую испаряемость и расход на угар.
Но у синтетики есть и недостатки – низкая смазывающая способность и плохая растворимость присадок. Чтобы это исправить, производители добавляют в продукцию и минеральный компонент в небольших количествах. Такие моторные масла рекомендуют для новых автомобилей, но можно применять и в машинах с пробегом. Главное условие – все детали силового агрегата должны быть в хорошем состоянии.
Производители стараются производить всесезонное универсальное масло для разных типов двигателей. Именно этот вид продукции пользуется большим спросом.
Полусинтетические моторные масла включают в себя особенности первых двух групп. Жидкость изготавливается на основе минеральных масел с добавлением синтетических присадок. В результате получается качественный материал по низкой стоимости.
Обычно полусинтетические продукты обозначаются как «Semi-Synthetic». К этой категории относят минеральные масла, полученные путем гидрокрекинга, а именно гидрокаталитической переработки. Несмотря на то, что они изготовлены из нефти, по своим характеристикам больше напоминают синтетические, и именно поэтому попадают в категорию полусинтетики.
Сегодня выделяют летнюю и зимнюю полусинтетику. Летнюю используют при плюсовой температуре. Многие бренды рекомендуют приобретать продукцию с пометкой 5w40. Для зимней эксплуатации лучшим маслом станет вещество из серии 5w15. Помимо этого, на полках магазинов можно встретить составы с двойной маркировкой. Они годятся для всесезонного использования.
Особенности «полусинтетики»:
- Более чувствительна к перегреву и низким температурам.
- Нуждается в замене чаще, чем синтетика.
- Больше всего подходит для высокофорсированных ДВС.
- По консистенции более жидкая, имеет повышенный расход.
Полусинтетика по своим характеристикам превосходит минеральное масло, но по стоимости ниже синтетического.
Важно понимать, что любой тип масла включает в себя базу, присадки и полимеры. Качество вещества зависит от ее основы и только на 20% от присадок.
Какие бывают присадки в масло и для чего они нужны
При смешивании в основу масла включают присадки, а вместе с ними красители, модификаторы вязкости и иные компоненты. Таким образом, цена качественных присадок может оказаться выше, чем стоимость базы.
Перечислим несколько видов присадок:
- Антифрикционные. Уменьшают трение на разных скоростях и при любых температурных колебаниях.
- Антикоррозийные. Защищают от появления оксидов, работающих как «абразив».
- Полимерные. Их действие направлено на регулирование параметра вязкости.
- Восстанавливающие. Способны восстановить заданный профиль трущимся элементам.
- Антиокислительные. Защищают от старения масла при работе на высоких температурах.
Пакет присадок может состоять из нескольких компонентов. Все необходимые вещества добавляют в масло еще во время производства, поэтому водителям не следует заниматься этим самостоятельно. Каждый состав проходит тестирование, а значит, дополнять его чудо-компонентами не стоит.
Во многих автомагазинах предлагаются присадки для самостоятельного использования. Производители утверждают, что благодаря им увеличивается мощность двигателя, повышается вязкость при утрате, устраняются внутренние дефекты и снижается уровень шума. Но, с другой стороны, добавление присадок может привести к негативным последствиям. К примеру, при неправильном применении есть вероятность спровоцировать поломки в моторе. Неправильный подбор присадки, в свою очередь, создаст неизвестную химическую реакцию. Кроме того, во время гарантийного срока обслуживания авто пользоваться присадками нежелательно.
Классификация масел по SAE: летнее, зимнее и всесезонное масло
SAE – это классификация, регулирующая вязкость масляных жидкостей. Она показывает способность течь и при этом прилипать к поверхности мотора. При пониженной температуре она не должна быть слишком высокой, потому что масло не будет прокачиваться, а при высокой — слишком низкой, ведь тогда не образуется пленка необходимой толщины, и масло не покроет детали.
Согласно классификации, все создаваемые масла подразделяются на 11 подкатегорий, среди которых 6 зимних и 5 летних. Кроме того, вещества могут быть всесезонные.
- Летние. Не гарантируют холодный пуск, если температура вокруг ниже 0°С, но отлично работают при высоких показателях, за счет низкого индекса вязкости.
- Зимние. Обладают повышенной вязкостью, за счет чего обеспечивают легкий пуск. Их нельзя использовать при высоких температурах, так как они становятся слишком текучими и не обеспечивают смазывания.
- Всесезонные. Универсальные масла, которые работают как при низких, так и при высоких температурных значениях. Наиболее удобны в использовании, так как у водителя нет необходимости заливать другой продукт при смене сезона.
Летние варианты обозначают числом, зимние – с буквой W, во всесезонные совмещают оба варианта. Цифра в начале индекса указывает на низкотемпературную вязкость вещества. Цифра «5» говорит, что мотор будет функционировать нормально при -30°С. Второе число показывает высокотемпературную вязкость. Чем выше значение, тем масло гуще. Выбирая продукт, водителю стоит опираться не только на классификацию, но и на пробег движка и погодные условия.
К примеру, если машина имеет пробег, размер которого на 25% меньше от гарантированного, то разрешено применять масляную жидкость 5w30 и 10w30, независимо от сезона. Пробег выше 25-50% от гарантированного потребует летний и зимний вариант масла аналогичного стандарта. Если мотор изношен более, чем на 75%, то рекомендуются масла 5w40 и 10w40.
Что касается климатических особенностей, то для автомобилей, эксплуатируемых в условиях теплой зимы, подойдут большинство предложенных на рынке веществ. Для старых движков, работающих на морозах, выбирают продукты 0W30. С ними проблемные моторы функционируют стабильнее.
Классификация моторных масел по API
API – еще одна система классификации, работающая с 1969 года. Она необходима для того, чтобы делить разные типы масел по качеству.
У всех групп масел есть обозначения в виде букв, где первая обозначает тип двигателя, а вторая – возможность использования на силовом агрегате, в зависимости от года издания и наличия турбины. Вещества для бензиновых двигателей отмечаются как «S», а для дизельных выбрана буква С.
В настоящее время для бензиновых моторов используются вещества категории SJ. У ним максимальный уровень эксплуатационных характеристик.
В 2001 г была добавлена категория SL. Произошло совершенствование продукта по следующим пунктам:
- низкая токсичность выхлопа;
- высокая защита от износа;
- удлиненный период замены.
Через 3 года в список был добавлен стандарт SM. Он отличается высокими энергосберегающими свойствами. В октябре 2010 г в действие ввели стандарт SN. Масла с таким маркером используют на современных движках, производством после 2010 г.
Для дизельных масел категории вводились постепенно, начиная с 1990 г. Для внедорожников предназначалось вещество класса CF, для двухтактных двигателей – CF-2, а для быстроходной дизельной техники – CG-4 и другие, в зависимости от года производства.
Моторные масла, на упаковке которых написано два буквосочетания являются универсальными, при этом, стандарт, который стоит первым, является предпочтительным. Классификация API постоянно редактируется, так как в эксплуатацию вводятся новые двигатели, а старые модели перестают использоваться.
Классификация моторных масел по ACEA
АСЕА – классификация, созданная на основании испытаний на двигателях европейского производства. Она была принята в 1991 году, и с тех пор время от времени претерпевает изменения. По некоторым тестам требования этой квалификации гораздо жестче, чем API. Именно поэтому при выборе моторного масла стоит обращать внимание и на это обозначение на этикетке – классификация АСЕА предполагает наличие большего количества испытаний продукции, поэтому с ее помощью можно точнее определить необходимый смазочный материал.
Стандарты ACEA делятся на категории, которые обозначаются арабскими цифрами, у каждой из которых есть значение.
Виды масел и их классификация – это базовые знания, которые помогут любому автомобилисту подобрать необходимый продукт или приобрести аналогичную замену даже у незнакомого производителя, просто прочитав этикетку.
Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля
Использование двигателя невозможно без применения масла. Оно обеспечивает защитную пленку на трущихся поверхностях, защищая их от износа, предотвращает образование коррозии и загрязнений, способствует равномерному распределению тепла по силовому агрегату.
Часто водители выбирают моторное масло, опираясь только на стоимость или известность марки, но это в корне неправильный подход. Даже самое качественное моторное масло может навредить двигателю, если оно неправильно подобрано.
Чтобы грамотно подобрать масло, необходимо ориентироваться на следующие факторы:
- марка автомобиля;
- тип мотора;
- эксплуатационные условия;
- пробег;
- стиль управления (спокойный, экстремальный).
Каждый производитель двигателей в руководстве пользователя дает рекомендации по тому, какое масло следует заливать. С этой информацией обычно владельцы автомобилей приходят в СТО или магазин. Если автолюбитель купит моторное масло с самыми лучшими характеристиками, далеко не факт, что это хорошо закончится для двигателя.
Можно ли смешивать моторные масла
Смешивать масла между собой нельзя. Это допускается только в экстренных случаях, когда отсутствует нужный продукт. Перед смешиванием нужно убедиться, что жидкости выпущены одним и тем же брендом. Это поможет минимизировать риск увеличения температуры ДВС.
Помимо вяжущих свойств, масляные жидкости отличаются допусками, на которые они рассчитывают работать в двигателе. Например, если автомобильный движок рассчитан на функционирование с маслом 5w30, но водитель использовал 5w40, то произойдет нагрузка на насос и натирание металлов.
В обратной ситуации, когда вместо 5w40 заливается 5w30, происходит быстрое изнашивание деталей в связи с малой толщиной пленки. Масло для движка будет жидким, а значит, не сможет полностью защитить внутренние элементы от истирания.
Как часто надо менять масло
Производители масел указывают, как часто нужно менять жидкость. Однако многое зависит от марки авто, пробега, типа используемого топлива, объема силового агрегата, метода замены и прочего. «По стандарту» время замены приходит после того, как машина проедет 13-25 тысяч километров. Эти параметры будут верны по отношению к транспортным средствам с идеально работающим двигателем без перегрева и при эксплуатации на небольших оборотах.
Если водитель часто ездит в экстремальных условиях, многократно буксирует, а температура воздуха вокруг постоянно колеблется, то менять масло в этом случае нужно чаще.
Кроме того, частота замены может зависеть от типа используемого масла. По характеристикам минеральные масла проигрывают полусинтетическим и синтетическим. Такое масло нужно менять чаще. Полусинтетические масла устойчивы к окислению, работают дольше минеральных, но все же меньше синтетических. Синтетика более стабильна в холодную и жаркую погоду, чем другие виды масел. Также меньше подвержена окислению.