Растаможка авто из Кореи одна из самых популярных и обсуждаемых тем на российском авторынке. В последние годы корейский автопром значительно ушел вперед по качеству сборки, безопасности и надежности. Даже автомобили эконом класса стали на порядок комфортнее в эксплуатации. К тому же обслуживание «корейцев» в России обходится недорого, а подобрать запчасти можно в любом магазине или автомастерской. Поэтому все чаще на российских дорогах появляются авто с эмблемами Kia, Daewoo, SsangYong, Genesis, Hyundai и др. Конечно, в отличие от BMW, Lexus и Volkswagen, корейские автомобили можно без труда приобрести в официальном дилерском центре. Но, в сложившейся ситуации, цены на новые авто из Кореи в салонах не уступают стоимости немецких машин бизнес-класса. А это уже повод задуматься над приобретением подержанного авто или – покупкой корейской машины за рубежом с ее последующей растаможкой. В этой статье поговорим о тонкостях данной процедуры, ожидающих затратах, а также о том, как сделать приобретение корейского авто действительно выгодным!
Содержание
Подготовка к растаможке
Найти хороший автомобиль в Корее по привлекательно цене не сложно. Главное, чтобы экологический класс авто был не ниже Евро 4. Основные трудности, особенно у новичков, возникают на этапе прохождения таможенного контроля. Без опыта в подготовке документов любая ошибка оборачивается для покупателя дополнительными затратами, потерей времени и сил. А между тем, растаможку авто из Южной Кореи необходимо обязательно пройти при ввозе на территорию РФ любого автомобиля (новое и подержанное). Согласно действующему законодательству РФ за использование нелегально привезенных машин водителю грозит штраф в размере от 1500 до 2500 рублей. А юридическим лицам и транспортным компаниям придется заплатить уже от 100 до 500 тысяч рублей. Также возможно задержание водителя с последующим изъятием ТС или ограничение (запрет) на вождение в течение определенного периода.
Если Вы впервые покупаете машину за рубежом, лучше всего пригнать авто из Кореи на заказ. Специалисты по автоподбору, не первый год занимающиеся растаможкой «корейцев», сделают это грамотно и быстро. Вся процедура займет не более одного дня и сбережет порядка 300 тысяч рублей, которые, не зная тонкостей, можно легко потерять за время вынужденного простоя. Если же Вы решили перегонять машину самостоятельно, позаботитесь о подготовке следующей документации:
- договор купли-продажи
- оформленная ЭПТС;
- документ, удостоверяющий личность покупателя (паспорт РФ);
- нотариально заверенная заявка из паспорта на ТС;
- СНИЛС;
- сертификат соотвествия авто экологическим стандартам;
- ИНН (в бумажном формате);
- выписка, свидетельствующая о подключении ЭРА-ГЛОНАСС;
- страховка;
- СБКТС. Получить свидетельство о безопасности конструкции ТС необходимо для дальнейшего оформления электронного ПТС;
- квитанция об уплате утильсбора;
- квитанции об уплате таможенных и налоговых сборов;
- пассажирская таможенная декларация ТД-6;
- счет-фактура;
- акциз;
- квитанция о внесении таможенного депозита (при наличии).
Список необходимых документов может различаться в зависимости от марки, технических характеристик авто, а также статуса покупателя (физическое или юридическое лицо). Например, установка ГЛОНАСС для физических лиц считается необязательной (ПП РФ от 31.01.2024 № 76).
Перед покупкой автомобиля в Корее нужно заранее продумать и маршрут доставки. Как правило, автомобили в Россию доставляют на морских судах в крупные портовые центры страны: Владивосток, Спб, Калининград, Новороссийск, Ростов-на-Дону и т.д. Таможенные отделения Владивостока в этом году перешли на круглосуточный режим работы, что значительно ускорило процесс принятия решений. Однако, если машину нужно будет перегнать в Москву, лучше выбирать порты, расположенные ближе к центральной России. В противном случае к стоимости авто придется добавить приличную сумму на его транспортировку по стране. Процедура растаможивания машины инициируется в порту прибытия. И только после ее прохождения авто можно транспортировать дальше: своим ходом, по железной дороге или на автовозе.
Этапы растаможки автомобиля из Кореи
В некоторых случаях растаможка корейского автомобиля частным лицом обходится дешевле и не требует сбора дополнительных бумаг. Единственное ограничение для физлиц – возможность ввозить не более 3 авто в год. Поэтому, если Вы решили действовать самостоятельно, лучше всего выбрать данный способ. При растаможивании корейского автомобиля физическим лицом действуем следующим образом:
- Планируем маршрут доставки.
- Заполняем таможенную декларацию. Очень важно правильно обозначить таможенный режим: временный ввоз или для личного пользования. Также указываем полную информацию о декларанте (покупателе или доверенном лице), транспортном средстве (марка, модель, VIN, номер кузова). Отмечаем страну изготовления и страну ввоза авто. Таможенную стоимость товара. Сведения из договора купли-продажи.
- Не забываем указать название грузового судна, на котором планируется отправление машины. Отмечаем даты отправления и прибытия груза.
- Готовим пакет документов. Из перечисленного выше списка, на данном этапе потребуются: паспорт гражданина РФ, СНИЛС, ИНН, договор купли продажи, инвойс, транзитная декларация, таможенная расписка, учетная карточка по форме ТД-7 (с приложением), страховка.
- Оплачиваем таможенные пошлины и сборы. К квитанциям прилагаем пакет документам, заполненную декларацию и передаем их в таможенную службу.
- Регистрируемся на сервисе elpts.ru и оформляем ЭПТС. Ресурс дружелюбен к новичкам. Если пользоваться инструкцией и точно указать все данные, в дальнейшем проблем не возникнет.
- Дожидаемся растаможки.
- Транспортируем авто в специализированный сервис, где автомобиль полностью проверят и выдадут свидетельство о его безопасности (СБКТС).
- Доставляем авто на стоянку и оставляем до момента получения ЭПТС.
Если проверяющий инспектор не выявляет нарушений, на бланке ставится печать «проверено» и машина легко проходит растаможку. При наличии сомнений и неточностей, авто отправляют на склад временного хранения (услуга платная), предоставляя владельцу время для исправления ошибок. В теории все легко и просто. На практике всегда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, в виде неверно рассчитанной суммы залога, затянувшихся согласований, неверно указанных данных и т.д. Все это в разы снижает рентабельность покупки авто за границей и доставляет немало неприятностей.
Расчет таможенных платежей
Подводных камней в процедуре растаможки авто из Кореи может быть очень много. Каждая ситуация по-своему индивидуальна, и учесть все нюансы перед началом оформления покупки, конечно, невозможно. Тем не менее, не смотря на сложности и возможные неустойки, с каждым годом на российских дорогах становится все больше автомобилей, купленных напрямую в Корее. Объясняется это просто – даже с учетом вероятных переплат, возникающих при прохождении таможни, итоговая стоимость растаможенных машин выходит на 10-15% дешевле относительно среднерыночной цены в России.
Общая сумма таможенных платежей и сборов состоит из:
- таможенной пошлины;
- акциза;
- налога на добавленную стоимость (НДС);
- оплаты услуг таможенного оформления;
- утилизационного сбора.
Из всех перечисленных платежей, с апреля 2024 года самым обсуждаемым стал утильсбор, который призван уравнять в правах покупателей, проходящих растаможку на российской таможне и тех, кто ввозит авто через страны Евразийского экономического союза. Рассчитывается он самостоятельно по утвержденной формуле.
Формула расчета
Размер утилизационного сбора утвержден ПП РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291. С тех пор формула его расчета не менялась:
Утильсбор = Базовая ставка х Коэффициент
Базовая ставка зависит от категории авто и составляет:
- для легковых автомобилей (в том числе повышенной проходимости), провозимых для частного пользования 20 тысяч рублей;
- для транспорта отличного от категории М1 (легковые) — 150 000 рублей.
Коэффициент будет зависеть от типа двигателя (электро, ДВС) и его объема.
Согласно положениями, утвержденным ПП РФ от 13 февраля 2024 г. N 152, утильсбор для машин, ввозимых через страны Евразийского экономического союза по заниженным ставкам, рассчитывается по формуле:
УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка.
Таким образом, после пересечения российской границы, владельцам авто придется пересчитать сумму выплат, прибавив коэффициент наценки по всем взимаемым пошлинам и сборам (таможенная пошлина, НДС, акциз и т.д.). А также оплатить сам утильсбор (УСед), который отсутствует при оформлении автомобиля через таможенные органы стран экономического союза.
Факторы, влияющие на стоимость растаможки
Помимо утилизационного сбора, при прохождении таможни, покупателю необходимо оплатить другие пошлины и налоги, размер которых также будет рассчитывается индивидуально для каждого автомобиля.
Таможенный сбор – это оплата услуг за оформление авто. Рассчитывается он исходя из указанной стоимости авто.
Цена автомобиля (руб.) | Размер таможенного сбора (руб.) |
До 200 тыс | 775 |
Не больше 450 тыс | 1550 |
Не больше 1,2 млн | 3 100 |
Не больше 2,7 млн | 8530 |
Не больше 4,2 млн | 12 000 |
Не больше 5,5 млн | 15 500 |
Не больше 7 млн | 20 000 |
Не больше 8 млн | 23 000 |
Не больше 9 млн | 25 000 |
Не больше 10 млн | 27 000 |
свыше 10 млн | 30 000 |
Не стоит путать таможенный сбор с таможенной пошлиной. Это отдельная статья расхода, которая зависит как от заявленной стоимости машины, так и от объема мотора. Самый выгодный для растаможки вариант – авто в возрасте до 3 лет, стоимостью от 8,5 до 169 тысяч евро. В этом случае таможенная пошлина составит от 48 до 54% от стоимости, указанной в декларации. Но не менее 2,5 -20 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя. Для автомобилей, не попадающих в эту категорию таможенная пошлина составляет:
Возраст автомобиля (лет) | Объем двигателя (см3) | Размер таможенной пошлины в евро за 1 см3 объема двигателя |
3-5 лет
|
до 1000 | 1,5 |
1001-1500 | 1,7 | |
1501-1800 | 2,5 | |
1801-2300 | 2,7 | |
2301-3000 | 3 | |
более 3000 | 3,6 | |
Больше 5 лет
|
до 1000 | 3 |
1001-1500 | 3,2 | |
1501-1800 | 3,5 | |
1801-2300 | 4,8 | |
2301-3000 | 5 | |
более 3000 | 5,7 |
Совокупность затрат на растаможку корейских автомобилей складывается из размера акциза, который рассчитывается с учетом количества спрятанных под капотом лошадей:
Мощность двигателя (л. с.) | Ставка акциза за 1 л. с. (руб.) |
до 90 | 0 |
90,01–150 | 58 |
150,01–200 | 557 |
200,01–300 | 912 |
300,01–400 | 1555 |
400,01–500 | 1609 |
от 500,01 | 1662 |
Чтобы рассчитать размер НДС понадобятся следующие данные:
- заявленная цена авто;
- таможенная пошлина;
- акциз.
Для автомобилей с ДВС за базовую величину расчета берется фактическая стоимость ТС, для электрокаров – цена, указанная в каталоге. При этом для владельцев машин с ДВС, НДС начисляется только юрлицам. Электрокары облагаются налогом и для юридических и для физических лиц.
Особенности растаможки различных типов корейских автомобилей
Унифицированного плана по растаможке не существует. Все машины проходят эту процедуру по-разному, ведь большая часть платежей зависит от индивидуальных параметров. К тому же, разные способы и документы предусмотрены при растаможке новых и подержанных машин. Отдельную нишу занимают популярные сегодня электрокары, для которых условия прохождения таможенного контроля сильно отличаются.
Новые автомобили
Если Вы покупаете корейское авто в автосалоне, то многие документы, необходимые для растаможки, у вас уже будут. Кроме того, такие авто намного выгоднее ввозить в Россию из-за более низкой ставки таможенного сбора, которая не превышает 1,5 -2,5 евро за кубический сантиметр объема ДВС. Итоговая стоимость растаможенного авто будет на порядок ниже, чем цена на аналогичные модели в российских автосалонах. Но при этом владелец теряет возможность сервисного и гарантийного обслуживания в официальных дилерских центрах.
Подержанные автомобили
При покупке подержанного авто в Южной Корее нужно следить за соответствием заявленных характеристик паспортным данным, ведь на таможне этому будет уделяться повышенное внимание. Например, в декларации нужно указать один из типов кузова: оригинальный или восстановленный. В процессе растаможки авто будет проходить экспертизу по параметру оригинальности кузова. И если в документах обнаружат неточность, это может привести к дополнительным расходам.
Подержанные машины из Кореи возрастом старше 30 лет можно ввозить двумя разными способами:
- классическое авто. Предполагает дальнейшую эксплуатацию ТС на дорогах общего пользования;
- культурная ценность. Фактически – это музейный экспонат, ездить на котором нельзя.
Стоимость таможенных платежей для авто в ранге «культурная ценность» значительно ниже. Однако такой раритет будет не возможно поставить на учет в ГАИ и получить на него ГОС номера. Если Вас устраивает такой вариант, то обратите внимание, что необходимый статус могут носить только автомобили, сохранившиеся в оригинальном исполнении. Такие машины ввозятся по упрощенной программе. Для их оформления достаточно приложить к декларации:
- договор о покупке машины;
- фото автомобиля;
- сертификат, удостоверяющий признание авто культурной ценностью;
- паспорт РФ.
Для растаможки раритетных ТС, ввозимых для дальнейшей эксплуатации придется заплатить большие деньги. Но при этом машина сохранит статус классического автомобиля. Ее можно будет поставить на учет и оформить страховку.
В целом, провоз подержанных авто из Южной Кореи связан с рядом трудностей и нюансов. Однако такой вариант оправдывает низкая стоимость самого автомобиля и, соответственно, всех таможенных платежей. Так как большая их часть для авто с ДВС рассчитывается исходя из заявленной в декларации цены.
Электромобили и гибриды
Для ввоза и растаможки электрокаров или гибридов потребуется тот же пакет документов, что и для классических машин с ДВС. Таможенная пошлина при этом будет рассчитываться не от фактической, а каталожной цены автомобиля. Все остальные выплаты и сборы, как и в случае с классическими ТС, зависят только от мощности и объема ДВС. Также нужно учесть тот факт, что в случае с электрокарами, НДС оплачивают не только ЮЛ, но и ФЛ. Тогда как для машин с ДВС этот налог распространяется только на коммерческие перевозки.
Сроки растаможки
Согласно нормативам растаможка авто должна завершится за 72 часа. На практике, когда Вы заказываете авто из Кореи с пробегом или доставку новой машины у компании, специализирующейся на автоподборе и перегоне «корейцев», вся процедура занимает не более 1 дня. При самостоятельном растаможивании, сроки будут зависеть от подготовленности декларанта и правильности заполнения всех бумаг. Допускается отсрочка до 15 дней. Например, если декларант не успел оплатить таможенный сбор или пошлину. На время простоя, авто отправляют на платный склад.
Распространенные проблемы при растаможке и их решения
Одной из причин проволочек на таможенно-пропускных пунктах является неверно рассчитанная сумма залога. Залог – это примерная сумма, которая предоставляется таможенной службе перед началом прохождения процедуры. Деньги зачисляют на расчетный счет отделения банковским переводом. По завершению растаможки, разница (неизрасходованные средства) возвращаются плательщику. Если сумма залога не покрывает реальных расходов, могут возникнуть проблемы. Вносить залог рекомендуется с учетом дополнительных расходов, которые могут возникнуть в процессе оформления машины. Делать перевод желательно за несколько дней до предполагаемой даты растаможки, чтобы средства точно успели поступить к получателю.
Прежде чем отправить авто на таможню, необходимо уведомить службу о намерении провести купленное ТС. Делается это через сайт Госуслуг. Ставя отделение таможенного контроля перед фактом, Вы рискуете впустую потерять несколько дней.
Самой частой причиной возникновения проблем на границе оказываются неточности в оформлении документов. Покупая авто в Южной Корее, Вы приобретаете машину, документы на которую оформлены на местном языке. Если познания в корейском равны нулю, при заполнении бумаг можно легко допустить ошибку.
Приобретая подержанную машину нужно досконально изучить ПТС, а также список владельцев и проверить авто на предмет внесения изменений в конструкцию. Это ключевой момент, из-за которого многие владельцы сталкиваются с трудностями провоза авто через границу. Наличие не выявленных заранее вмешательств, легко обнаружат во время экспертизы на таможне, и получить пропуск будет невозможно.
Если Вы решили сэкономить и приобрести автомобиль напрямую в Южной Корее, лучше воспользоваться услугами профессионалов. Благодаря большому опыту, полученному на практике, компании, предоставляющие услуги посредников при покупке и растаможке корейских автомобилей помогут быстрее провести все процедуры. А полученные выгоды и отсутствие простоев на платных стоянках на 100% окупят затраты на заключение договора.