Одним из самых распространенных обращений автомобилистов в мастерские является скрип при торможении. Учитывая, что система отвечает за безопасность на дороге, беспокойство водителя вполне оправдано. Так как любой нехарактерный шум указывает на наличие определенных проблем с тормозами. Иногда причиной появления посторонних звуков в машине становится неправильная эксплуатация, некачественные колодки или диски, такие недочеты легко устранить в считанные минуты. Но, в некоторых случаях, требуется оперативная и профессиональная помощь, поэтому поездку в сервисный центр лучше не откладывать.
Содержание
Принцип работы тормозной системы
Вы просто нажимаете на педаль, а в это время запускается процесс, в котором участвует большое количество компонентов и деталей, и каждая из них может стать причиной скрипа. В упрощенном виде механизм можно представить в виде поршня, колодок и закрепленных на ступицах дисков, вращающихся вместе с колесом. Расположенные по бокам колодки под действием поршня прижимаются к диску. В этот момент создается сопротивление и автомобиль останавливается. В исправном состоянии торможение происходит без резких звуков. Если же слышен скрежет, скрип или свист, необходимо проверить такие составляющие системы, как:
- поршень;
- цилиндр;
- тормозные и направляющая колодки;
- суппорт;
- диски;
- уплотнители;
- направляющий палец и его защитный чехол;
- кожух.
Опытный мастер может определить локализацию и степень поломки по характеру звука. Однако для более точной диагностики понадобится специализированное оборудование.
Почему слышен скрип при торможении?
Этот вопрос волнует не только новичков, но и опытных водителей, при этом однозначного ответа на него нет. Скрипят тормоза на авто по разным причинам. Одни из них вызваны естественными техническими особенностями конструкции дисков и колодок, и не способны повлиять на управляемость машины. Другие, напротив, заслуживают повышенного внимания и скорейшего обращения в СТО.
Новые колодки
Если перед продажей автомобиля или в качестве текущего ремонта старые колодки были заменены, при торможении может присутствовать скрип. Вызвано это тем, что на дисках во время эксплуатации остаются бороздки, к которым притираются новые детали. Нужно учесть, что площадь соприкосновения в начале будет небольшой, что отразится на тормозном пути. Неприятный звук в данном случае не опасен. Он не требует ремонта и пропадает после пробега в пару сотен километров. Но стиль вождения после замены колодок должен быть более аккуратным.
Нехватка смазочных материалов
Элементы тормозной системы, в том числе диски и колодки, находятся в постоянном трении, поэтому смазка расходуется довольно быстро. На эффективность торможения отсутствие смазочных материалов не влияет, но устранить причину лучше сразу после обнаружения. Ведь при их недостатке не только возникает характерный металлический скрежет, но и возрастает риск быстрого износа механических узлов машины. Почему и возникают ситуации с преждевременными поломками и аварийным состоянием.
Загрязнение тормозной системы
Чаще всего такая проблема появляется после движения по бездорожью. Мелкие камни, грязь и пыль попадают в барабан на колодки или диски. При соприкосновении металлических элементов тормоза мелкие фракции инородных предметов начинают издавать скрип. Причина серьезная, хоть и недооценивается многими автолюбителями. При незначительном количестве попавшего песка делать ничего не нужно. Скорее всего он просто превратится в пыль. Однако при появлении постоянного скрипа нужно срочно обратиться в сервисный центр, где мастера полностью разберут и прочистят запчасти. Это поможет не только убрать надоедливый звук, но и продлит службу деталей.
Вода между тормозными дисками и колодками тоже может привести к появлению нежеланного шума. Во-первых, она создает помехи при контакте металлических деталей. Во-вторых, наличие жидкости может спровоцировать деформацию диска. В-третьих, вода – это основная причина коррозии. Если машина часто попадает во влажную среду, чистка механизма должна стать обязательным ритуалом. Это поможет поддерживать систему в рабочем состоянии и избежать непредвиденных ситуаций на дороге.
Перегрев тормозного диска
«Болезнь» рабочих лошадок, которая лечится исключительно заменой детали. Перегрев может проявиться после длительной работы авто на больших оборотах и при сильной нагрузке. Под действием температуры разогретый металл деформируется и начинает задевать другие элементы системы, что провоцирует шумовые эффекты.
Деформация пылезащитного экрана
Почему не стоит пренебрегать диагностикой, даже при наличии новых колодок? Пыльник тормозного диска также подвержен воздействию высокой температуры. Кроме того, он может изменить форму после сильного удара или ремонта в непрофессиональных условиях. Скрежет появляется в том случае, если края экрана загибаются внутрь и начинают цеплять диск. Устранить причину можно заменив пыльник на новый или выгнув края механическим способом.
Естественный износ в процессе эксплуатации
Распространенная проблема при покупке подержанных авто с большим пробегом – скрип тормоза на машине из-за индикатора износа колодок. Прежний хозяин, рассчитывая быстро продать ТС, не утруждает себя заменой колодок. В результате новый владелец уже на первой сотне километров начинает замечать присутствие скрипа и шума, вызванного истиранием фрикционного слоя. В таком состоянии автомобиль легко может стать неуправляемым, поэтому замену тормозных колодок нужно произвести как можно быстрее.
Стирание дисков встречается реже, так как для их производства используется более прочный чугунный сплав. Но его устойчивость к перепадам температур гораздо ниже. А повреждение диска также снижает силу сцепления, в результате чего ослабевает тормозная способность.
Неравномерный износ
Привести к образованию скрипа в области тормозной системы может подклинивание суппорта или цилиндра. Возникает данная проблема не только по причине отсутствия смазки, но и из-за неравномерного истирания парных деталей конструкции, вследствие чего начинается их деформация. Делать ремонт самостоятельно не рекомендуется. Чтобы не допустить более серьезных поломок желательно своевременно пройти ТО и заменить изношенные колодки или диски.
Нюансы производства
Почему тормоза скрипят при торможении без видимых неисправностей? Ситуация довольно распространенная. Как правило, после ремонта материал дисков и колодок не совпадает по составу, несмотря на заявленные производителем характеристики. Поэтому производя ремонт, лучше выбирать запчасти одного изготовителя.
Посторонний звук доставляет дискомфорт в определенные моменты (попадание колеса в лужи, длительной езде и т.д.) – причина шума может быть связана с техническими особенностями сплава, из которого изготовлены тормозные колодки. Материал по-разному реагирует на температурные изменения (расширяясь или сжимаясь), что и влечет за собой нежелательные эффекты.
Услышать неприятный скрип в исправном автомобиле можно из-за вибрации, которая всегда присутствует в тормозной системе при соприкосновении колодок с диском. Большинство производителей решает проблему путем установки дополнительных накладок на колодки. Когда их нет, звук отражается от колесных арок и становится отчетливо слышен в салоне. Опасности данный вид скрипа не представляет, но ездить на таком авто будет не комфортно. Поэтому многие устраняют причину, нанося в мастерской небольшие насечки на поверхность металлической детали.
Что делать если скрипят тормоза?
Для начала нужно определить локализацию, интенсивность и частоту. После замены колодок в первые дни эксплуатации скрип является естественным фактором, говорящим о том, что поверхности притираются друг к другу. Досадный звук появляется спустя несколько месяцев после ремонта колодок или дисков – возможно, стоит проверить наличие смазочных материалов, чтобы не допустить преждевременный износ компонентов тормозной системы.
Внезапно появившийся кратковременный скрежет указывает на попадание инородных предметов (песка, мелких камней и т.д.) Незначительные засоры, вызывающие посторонний гул пропадают после одного-двух нажатий на тормоз. Когда скрип не проходит самостоятельно, лучше обратиться к мастеру, который полностью разберет и очистит систему, а при необходимости отремонтирует диски и заменит колодки. О том, что пора обратиться в автоцентр также сигнализирует постоянный нарастающий шум, который может быть вызван стиранием или деформацией деталей.
Сколько можно ездить если скрипят колодки?
Продолжительность эксплуатации транспортного средства зависит от причины появления нехарактерного звука. Когда речь идет о замене тормозных колодок на новые, попадании пыли или естественной вибрации механизма, поводов для посещения автосервиса нет. В приоритете здесь будут только личные ощущения. Скрип не доставляет дискомфорта во время вождения – значит не нужно искать причины для дополнительного апгрейда, ведь ездить на исправной машине можно без ограничений по времени.
Но в случае пробуждения датчика, сигнализирующего об износе колодок, максимально допустимая норма не должна превышать 1-1,5 тысяч километров. При этом данный показатель имеет условно рекомендательный характер. Многое зависит от марки автомобиля, технических характеристик, сплавов, используемых производителем и стиля вождения. Так или иначе, наличие постоянного или скрипа в тормозной системе говорит о необходимости проведения диагностики и устранения причин. Ведь от исправности колодок и дисков зависит безопасность не только владельца авто, но и других участников дорожного движения.
Заключение
Скрип, скрежет и свист тормозов доставляют массу неудобств и нередко предупреждают о развитии более серьезных проблем в механизме. Любой водитель знает свою машину, и способен при первом появлении нехарактерных шумов заподозрить наличие неисправности. Но как быть, если Вы только приобретаете машину и достаточного опыта для диагностики неисправностей еще нет? Самый лучший вариант — воспользоваться услугами автоэксперта! Профессиональные мастера имеют большой опыт работы с различными марками и моделями авто. Они помогут определить причину скрипа тормозных колодок, а также:
- проведут комплексную экспертизу автомобиля по 129 параметрам;
- предоставят полный отчет о техническом состоянии ТС в удобном формате;
- отследят сделки, обременения и штрафы, связанные с выбранной моделью по всем базам, включая закрытые;
- помогут снизить стоимость машины, оперируя полученными данными.
Работа автоэксперта включает не только проверку тормозных колодок и дисков, но и других систем, отвечающих за комфорт и безопасность на дорогах.
В нашей компании Вы можете воспользоваться услугой разовой проверки или заказать автоэксперта на день, а также получить бесплатную консультацию специалиста. Оформление заявки занимает всего 15 минут, а на полную проверку машины уйдет не более 2 часов. Мы поможем подобрать действительно рабочее авто и организовать независимую экспертизу каждого узла. Наши мастера не оставляют пробелов, после проверки Вы будете знать об автомобиле все, в том числе чистоту документов и правомерность сделки.